Как распознать дислексию у ребенка
Симптомы, указывающие на дислексию у детей, которые помогут выявить проблему на раннем этапе
Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению, несмотря на сохранение общей способности к обучению в других областях.
Симптомы и типичные проявления
У большинства детей с дислексией можно наблюдать до десяти характерных признаков и поведенческих особенностей. Эти признаки могут проявляться ежедневно или даже ежеминутно.
Частные проявления
1. Хороший интеллект и умение ясно выражать свои мысли, но затруднения с чтением и письмом.
2. Многие считают их ленивыми, невнимательными или имеющими поведенческие проблемы.
3. Чувствуют себя комфортно в школе, не нуждаясь в дополнительной помощи.
4. Обладают высоким IQ, но испытывают трудности на экзаменах, лучше проявляются при устном опросе.
5. Заниженная самооценка, склонность к скрыванию своих проблем или оправданиям.
6. Талантливы в искусстве, музыке, спорте, технике и других творческих сферах.
7. Часто "летают в облаках", могут потерять ориентацию во времени или пространстве.
8. Проблемы с концентрацией.
9. Лучше всего учатся на практике, через наблюдение и участие в экспериментах.
10. Зрение, чтение и письмо
11. Чтение вызывает головные боли или боли в животе.
12. Символы и слова часто путают их.
13. Могут повторять, менять местами или пропускать буквы и слова.
14. Текст "плывет" перед глазами во время чтения или письма.
15. Зрительные проблемы, не подтвержденные медицинскими обследованиями.
16. Слабое пространственное восприятие и периферическое зрение.
17. Не могут уловить суть прочитанного текста.
18.Пишут слова так, как слышат, не соблюдая орфографию.
Слух и речевые навыки
Широкий диапазон слуха, реагируют на звуки, которые не слышат другие.
Трудности с формулировкой мыслей, речь отрывистая и неполная.
Письмо и моторные навыки
Неправильное положение ручки или карандаша, неразборчивый почерк.
Неуклюжесть, трудности с координацией движений.
Проблемы с мелкой и крупной моторикой, предрасположенность к укачиванию.
Могут одинаково пользоваться обеими руками, путают лево и право.
Счет и управление временем
Сложности с определением времени и управлением собственным временем.
Используют пальцы или другие предметы для счета.
Могут считать, но испытывают трудности с расчетом на бумаге.
Не могут освоить алгебру или высшую математику, но справляются с простыми расчетами.
Память и познавательные способности
Хорошая память на события, лица и места.
Слабая память на последовательности и факты, не связанные с личным опытом.
Мысленное представление с помощью образов и эмоций, а не слов.
Поведение, здоровье и развитие
Крайне неорганизованы или, наоборот, стремятся к строгому порядку.
Могут быть как активными, так и тихими в классе.
Раннее или позднее развитие определенных навыков.
Чувствительность к продуктам, добавкам и химическим веществам.
Изменения в режиме сна и частые ночные пробуждения.
Высокий или низкий болевой порог.
Эмоциональная чувствительность и перфекционизм.
Остро реагируют на собственные ошибки и проявления дислексии.